Ольга Будина (неофициальный сайт)

Ольга Будина:
Еще раз про однополую любовь


Авторы: Екатерина Тимофеева, Николай Шугайлов.
Источник: «Газета Дона» № 50 (53) от 16.12.99.

Молодую актрису Ольгу Будину на улицах стали узнавать после сериалов "Простые истины" и "Досье детектива Дубровского". А совсем недавно Ольга закончила сниматься в приключенческой картине Бориса Гиллера и Александра Бородянского "Чек". Ее героиня - очаровательная и юная - готова умереть или, напротив, убить, но за очень большие деньги.

- Можно сказать, что ты состоялась как актриса?
- Я не знала, что будет так тяжело. Не ожидала и не подозревала, что театры закрывают, что фильмов не снимают, что актеры получают мизерную зарплату. Я не читала и не читаю газет, не смотрю телевизор; я жила как будто на другой планете. Если бы тогда, когда я поступала в Щукинское училище, я все это знала, то очень подумала бы о возможности заняться чем-то другим. Если у меня будут дети, я, наверно, поступлю, как мои родители - буду их отговаривать.

- То есть профессия тебя разочаровала?
- Да не совсем так. Я была уверена, что талант найдет себе дорогу, и я была уверена, что у меня все будет хорошо, только потому, что есть к этому все предпосылки. Когда я видела, что огромное количество одаренных актеров сидят без дела, очень удивлялась, думала: может, они не очень дисциплинированные люди? Просто не могла поверить в то, что профессия - это не только наличие дарования!

- Ты обладаешь даром оказываться в нужном месте в нужное время?
- Не знаю. Все дело заключается в силе воли. Это, на мой взгляд, основная часть профессии. Актеры - люди ранимые, у них очень тонкая внутренняя организация. И чем она тоньше, тем интереснее актер, тем тоньше он чувствует, тем лучше он может сыграть. Поэтому актеры на все неудачи реагируют намного резче, чем обычные люди. Когда я говорю о силе воли, то имею в виду сопротивление неудачам и внутреннюю веру в себя. Иногда просто опускаются руки. Но проходит время, и понимаешь, что, по большому счету, ничем другим заниматься не в состоянии, только здесь я на месте, театр и кино - это мое.

- Как состоялся твой дебют в кино?
- Глеб Панфилов искал исполнительниц на роли дочерей Николая Второго, вызывая на пробы практически всех девушек Москвы и Московской области. Фильм называется "Романовы - венценосная семья". Пробы проходили примерно таким образом: режиссер показывал претенденткам фотографии царской семьи и спрашивал: "Как вы думаете, на кого вы похожи?" Одна моя однокурсница ему посоветовала попробовать на роль Анастасии меня.

- Если не ошибаюсь, тебя тогда побрили наголо?
- Да, дебют был довольно интересный. Я думаю, не у каждой актрисы бывает подобное начало. По сюжету девочки и царевич болели корью, и, чтобы волосы не выпали окончательно, перед отъездом в Тобольск их всех побрили наголо. Я носила длинные волосы, но меня посадили перед камерой вместо зеркала и остригли под расческу. Если бы я видела, как разлетаются мои волосы, у меня была бы какая-то очень естественная реакция, но, пока меня стригли, я только воображала, как это происходит. Когда я вышла со съемочной площадки и увидела себя лысой, у меня началась самая настоящая истерика.

- Как ты попала в картину Александра Бородянского и Бориса Гиллера "Чек"?
- Александр Бородянский увидел мои пробы к другому фильму и пригласил побеседовать. Мы недолго поговорили, после чего я решила, что это не моя история. В этом смысле интуиция подвела. Я никогда раньше не играла подобных ролей. Мне предлагали голубых героинь в костюмных постановках. Так вышло, что в современных картинах я не чувствую себя особенно свободно. И персонажи все больше интеллигентные попадались, а здесь - абсолютная злодейка. Но на пробы все-таки пошла. Мне стало интересно попробовать что-то новое.

- Говорят, чтобы добиться славы нужно непременно сыграть негодяя...
- Я искала какие-то положительные качества в моей героине. Для актера это правило: какого бы злодея ни играл, он не сможет сделать это хорошо, если не полюбит свой персонаж. А полюбить можно только в том случае, если ты находишь в нем положительные черты, за которые цепляешься и оправдываешь отрицательное.

- И что ты нашла в своей героине?
- Я подумала, что она очень несчастна. Я придумала ее личную историю, я думала о том, как она стала такой. Я вспомнила свою сокурсницу, которая мне рассказывала о том, как в детстве у нее не было зимних сапог и она ходила в драных полуботинках зимой, думая только о том, что, когда она овладеет профессией, она будет жить хорошо. И я представляла свою героиню именно такой - с несчастным детством, неблагополучной семьей.

- Можешь вспомнить самые яркие впечатления от съемок?
- Одну сцену мы снимали в Чехии, в необыкновенно красивом замке недалеко от Праги, местечко называется Градек. Причем это не только замок, это еще и восстановительный центр, где работают просто удивительные люди. Я приехала туда простуженная, с температурой, а съемки отложить нельзя было. Так меня к вечеру вернули к жизни: поместили в какую-то чудесную капсулу, пролежала сорок минут и вышла просто новорожденной. Кроме того, в этой клинике роскошный фитнесс-центр, массаж, ванна с гидромассажем. А профессор Кузнецов, главный врач клиники, лечит вообще словом. За пару дней в этой клинике труп поставят на ноги.

- А что за эпизод там снимали?
- Очень короткий план, но зато самый страшный в картине: я спускаюсь по простыням со второго этажа, а на земле меня убивают. Причем происходит это на великолепном фоне: очаровательный японский сад с пагодой, рядом пруд с золотыми рыбками и огромные шахматы. Я там не только с удовольствием снималась, но и пожила бы какое-то время.

- Когда два режиссера - это плохо или хорошо?
- В нашем случае - хорошо. Они ладили, не было разночтений. Атмосфера возникла доброжелательная.

- А импровизации на съемочной площадке были?
- Конечно, фантазия-то работает. Снималась сцена с милиционером в Ярославле. По сюжету мне нужно найти рацию в разбитой милицейской машине марки "Жигули". Рядом стояла иномарка, и милиционер - Олег Комаров из "Знака качества" на ТВ-6 - хотел затащить меня в нее. Я должна была сказать, что предпочитаю другой цвет - красный, как у "Жигулей". Но на площадке оказалась серая "семерка". В итоге остановились на том, что я не пойду в иномарку, так как очень люблю свою родину и предпочитаю заниматься сексом в отечественном авто. Получилось смешно, не знаю, будет ли это забавно на экране, но мы смеялись очень.

- Твоя партнерша по картине Юлия Рутберг как-то сказала, что согласилась на роль в этом фильме еще и потому, что там играет "Будька, которая любит меня еще по училищу"...
- Я готова ответить то же самое про нее. Мне было безумно приятно работать с Юлей. Когда мне сказали, что партнером будет Юля Рутберг, у меня отпали все сомнения.

- А какие были сомнения? - Ну, все-таки мы играем любовниц. И мне не все равно, с кем изображать однополую любовь. Я даже консультировалась специально. А с Юлей мы знакомы очень давно: обе заканчивали Щукинское училище. Я знала ее по театру, а она меня - по студенческим работам.

- У кого консультировалась, если не секрет?
- Так вышло, что в двух картинах мне пришлось столкнуться с изображением нестандартных отношений между женщинами. Чтобы понять природу их чувств, я отправилась к психоаналитику. Он, к сожалению, не помог. Сходила в специфический клуб - сплошное позерство, ничего искреннего. Наконец встретилась через знакомых с девушкой, которая знает проблему по собственному жизненному опыту. Вот это было по-настоящему полезно.

- Не страшно испортить репутацию?
- А кто ее портит? Я - не порчу.

- Существуют штампы, стереотипное восприятие: если у тебя две лесбийские картины подряд, значит, что-то не так.
- Что-то не так у кого? Во мне самой или в моих героинях? Если предлагают интересную работу с интересными людьми на "розовую" тему, значит, я лесбиянка? Не стоит воспринимать артистов и персонажей как единое целое, это ошибка. Про Юлю могу сказать только одно: мне очень нравится эта женщина.

- У меня такое ощущение, что ты сама провоцируешь волну слухов.
- Но это же очень интересно, забавно. Хотите хлеба и зрелищ? Получите.

- Вы, актеры, жестокий народ?
- Мы лицедеи. Нельзя забывать о настоящем назначении профессии: развлекать людей.