Ольга Будина (неофициальный сайт)

Жизнь вне игры


Автор: Юлия БАРЕНГОЛЬЦ.
Источник: «АЛФАВИТ» (www.alphabet.ru), № 27(189) от 2002-07-04.

– Вы меня не узнаете, – предупредила Ольга Будина, когда мы договаривались по телефону о встрече в кафе.
– Ну что вы, Оля, я вас столько раз видела на экране.
Но я действительно её не узнала. Без косметики она выглядит лет на шестнадцать. А свои экранные воплощения напоминает как младшая сестрёнка взрослых сестёр-барышень.

– Оля, в одном из интервью вы признались, что вам сложно играть современных героинь. Вы чувствуете себя в костюмных постановках комфортнее. Отчего так?
– Если я действительно так сказала, в тот момент речь шла, наверное, о каких-нибудь криминальных сериалах. А вообще я себя ощущаю человеком вполне современным. Наверное, я бы не смогла жить в эпоху Достоевского. Я чётко знаю, что моё время сейчас – со всеми его минусами, скорбью и болью.

– Фёдора Михайловича вы ведь не случайно упомянули? Сейчас в разгаре съёмки картины «Идиот», где вы играете Аглаю. Как вы попали в этот проект?
– Как правило, режиссёр приглашает актёра в свой фильм после того, как посмотрел другие его работы. В случае с Владимиром Бортко было иначе. Когда я пришла на пробы, он сказал мне: «Здрасьте! Я вас нигде не видел, но мне про вас все уши прожужжали. Давайте знакомиться». Для него я была чистым листом бумаги. И, честно говоря, мне было всё равно, видел он мои предыдущие работы или нет. Главное, чтобы мы понимали друг друга в процессе совместной работы.

– Съёмки – это всегда колоссальное эмоциональное и психологическое напряжение. Что в таких ситуациях заряжает вас энергией?
– По натуре я очень спокойный человек. Важно, чтобы у меня всегда было хорошее настроение. Если этого нет, я просто беру выходной. Был период, когда я одновременно снималась в нескольких картинах. Страшно выматывалась. И при этом не было возможности отдохнуть. Это были самые тяжёлые времена. А сейчас, концентрируясь на главном, я научилась от многого отказываться. И это идёт на пользу.

– Отказываетесь от участия в неинтересных кинопроектах?
– Это само собой. Ещё много звонят – приглашают на различные презентации, открытия выставок, магазинов. Я сейчас практически никуда не хожу. Последнее мероприятие, которое я посетила, был фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка», я была в составе жюри, ну и пленум Союза кинематографистов, где мне как члену правления пришлось сказать несколько слов.

– Я слышала, вы как-то принимали участие в показе мод.
– Модельер Татьяна Беляковская попросила меня вместе с другими актрисами поучаствовать в её показе. Я прошлась по подиуму и поняла, что на съёмочной площадке мне гораздо интереснее.

– А вам никогда не хотелось поучаствовать в каком-нибудь экстремальном телепроекте, как, например, «Последний герой»?
– Нет! Я не из категории людей, которые эпатируют публику. Единственный эпатаж, на который я способна, это эксперименты в одежде. Просто не могу видеть людей, одетых под одну гребёнку. Красная сумка, красные туфли... Такие вещи меня расстраивают.

– Поэтому вы мечтаете об открытии собственного бутика?
– В наших магазинах слишком мало вещей, которые мне по-настоящему нравятся. И поэтому, когда стала сотрудничать с модельерами, возникла идея открыть бутик – мастерскую прикладного искусства «Boudique». Задача такого магазина – помочь людям найти свой истинный стиль.

– Оля, вы производите впечатление независимого человека. Решение стать актрисой тоже принимали самостоятельно?
– Да. Мои родители не имеют отношения к актёрской профессии. И они, конечно, отговаривали меня от поступления в театральный. Я серьёзно занималась музыкой, собиралась поступать в Гнесинку. Отец тогда мне сказал: «В нашей семье шутов не будет». Можно было, конечно, обидеться. Но я ведь и сама понимала, что «шутов» не будет. Талант – не предмет для развлечения. Сейчас многие родители хотят, чтобы их дети пошли в шоу-бизнес, пытаются с их помощью заработать. Я часто теперь вижу деток, которые либо поют, либо изображают кого-то из звёзд – такие маленькие клоуны. Это как болонка с бантиком на шее: мещанство и пошлость, смотреть невозможно.

– Неужели не сожалеете, что не занялись более спокойным делом – той же музыкой?
– Музыкой я продолжаю заниматься. Ещё недавно мне было интересно всё. Я лихорадочно бегала повсюду, в конце концов выдыхалась и на что-то важное у меня уже не хватало сил. Сейчас я знаю все эти соблазны и буду тратить силы только на то, что того стоит.

– И что помогает вам сохранять душевный покой?
– Важно просто любить жизнь. Когда видишь луну и звёзды, восходы и закаты, кажется, что они существуют только для того, чтобы мы увидели и сказали: «Ах, как красиво!» А если мы не будем видеть такую красоту, очень много пропустим. Нужно любить жизнь в себе. И очень важно не поддаваться всеобщей агонии. Ни в коем случае нельзя быть рядом с теми людьми, которые тебе не нравятся. Недавно я во второй раз смотрела фильм «Форест Гамп». И думала, почему человек, который в общем-то ничего не хотел, всё имеет. В чём его секрет? Он делал только то, что хотело его сердце. Я проплакала весь фильм. Вот если бы все так жили!

– А с кем из известных людей прошлого столетия вам хотелось бы дружить, будь такая возможность?
– Наверное, со всеми романтиками – например, с Гессе, Ричардом Бахом. С Лихачёвым, Аверинцевым. Конечно, с Рихтером. С любимым режиссёром Ильей Авербахом. А из актёрской среды ни с кем не хотела бы общаться. Для меня актёры делятся на две категории. Актёры-монахи, такие как Михаил Чехов, Олег Борисов, Олег Даль. Это люди, абсолютно погружённые в свою профессию. Ничто другое не доставит им столько радости, сколько уединение и созерцание. Очень интересно смотреть на то, что они делают, но находиться с ними рядом могут лишь безнадёжно влюблённые люди. Вторая категория – те, кто постоянно работает на показ. К ним изначально нет никакого интереса.

– То есть круг ваших друзей состоит не из актёров?
– Среди людей, с которыми я постоянно общаюсь, – режиссёры, сценаристы, операторы, художники, композиторы, музыканты. Есть и научные работники.

– А в литературной среде как себя ощущаете? Я знаю, вы ведь и сказки пишете, и в поэтическом салоне выступаете.
– Как хорошо, что вы об этом спросили. В прессе откуда-то взялась информация, что я хозяйка этого салона, и мне хотелось бы внести ясность. Поэтический салон «Московская муза» возглавляет Галина Климова. А я там появляюсь в качестве актрисы. Читаю стихи. В первой части заседания рассказывают о поэтессах прошлого, и я озвучиваю их стихи, а вторая часть – литературный праздник, где современные поэтессы читают свои творения. Потом может проходить обсуждение. Мне, как зрителю, все это очень интересно.

– Пятнадцать телевизионных и киноработ за шесть лет для молодой актрисы – это редкость. Существует ли какой-то рецепт успеха, которым вы могли бы поделиться с менее удачливыми людьми?
– Я просто всегда очень люблю людей, с которыми работаю. А может, дело в том, что я стараюсь не быть актрисой, а просто быть – слышать, видеть, чувствовать и участвовать.